Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 18"
Республика Коми, г. Ухта
  • Резолюция всероссийского совещания

    «Адаптация и социализация несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде: проблемы, тенденции, перспективы» г. Калуга, 4 - 5 декабря 2023 года
    Резолюция всероссийского совещания.

    РЕЗОЛЮЦИЯ

    Всероссийского совещания

    «Адаптация и социализация несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде: проблемы, тенденции, перспективы»

    г. Калуга, 4 - 5 декабря 2023 года.

     4 – 5 декабря 2023 г. состоялось Всероссийское совещание на тему: «Адаптация     и     социализация     несовершеннолетних     иностранных     граждан в образовательной среде: проблемы, тенденции, перспективы» (далее – Совещание) для должностных лиц исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций, имеющих в составе обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан, а также должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

     Цель проведения Всероссийского совещания – повышение эффективности работы по социокультурной и языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.

     Число участников совещания составило 695 человек, из которых 179 человек – представители исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, курирующие вопросы адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан, молодежной политики, культуры, спорта и детского отдыха, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представители органов местного самоуправления.

     Ключевой темой Совещания стало совершенствование организации работы образовательных организаций по вопросам социальной культурной, языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, а также по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении их при поддержке заинтересованных учреждений и ведомств, общественных и религиозных организаций.

     В ходе пленарной сессии Совещания рассмотрены актуальные вопросы:

    • об обучении несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях, их адаптации и социализации в Российской Федерации;
    • о профилактике криминального поведения несовершеннолетних;
    • об адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан;
    • о     правовом    положении     несовершеннолетних     иностранных     граждан и организации их учета на территории Российской Федерации;
    • о деятельности в сфере языковой и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей.

     В ходе проведения пленарной сессии и секций рассмотрен опыт работы по адаптации, социализации, профилактике противоправных деяний, обучению русскому языку несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде Калужской, Московской, Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

     Представители данных субъектов Российской Федерации поделились опытом работы по созданию региональных моделей организации деятельности по языковой и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей.

     Участники Совещания посетили общеобразовательные организации города Калуги,      имеющие       накопленный       опыт       по       организации       работы с несовершеннолетними иностранными гражданами и детьми с миграционной историей.

     В соответствии с пунктом 65 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. №   3718-р,   на   федеральном   уровне   обеспечена   разработка    Комплекса   мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года (далее – Комплекс мер). Аналогичные комплексы мер приняты во всех субъектах Российской     Федерации.      В      них      включены      блоки      воспитательных и профилактических мероприятий, в том числе направленных на психолого- педагогическую поддержку несовершеннолетних мигрантов.

     В целях оказания помощи педагогам и специалистам, работающим с детьми иностранных    граждан,    Федеральный     координационный     ресурсный    центр по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан на своем сайте регулярно размещает информационные и методические материалы, обзоры регионального опыта и успешных практик, ведет консультации.

     По итогам работы Совещания участники выработали следующие предложения и рекомендации по приоритетным направлениям деятельности.

      Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования:

    1. Проработать в 2024 году вопрос о внесении изменений в региональные документы стратегического планирования в части дополнительного финансового обеспечения мероприятий по социальной и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.
    2. Содействовать       реализации       в       2024        году        мероприятий по профессиональному развитию управленческих и педагогических кадров образовательных организаций по языковой адаптации, психолого-педагогическому сопровождению, профилактике противоправных деяний среди несовершеннолетних иностранных граждан, включая курсы повышения квалификации по данным направлениям.
    3. Использовать    в     работе     методические     рекомендации    органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации обучающихся: https://drive.google.com/file/d/1jZ8upUoRslJFoSPRXic6wThuR38E7Uie/view.
    4. Использовать       для        проведения        работы       по        адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан материалы, размещенные   на   сайте   Федерального   координационного    ресурсного   центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан http://fkrc.mgppu.ru/.

     Общеобразовательным организациям:

    1. Обеспечить    реализацию     мероприятий     в     рамках     полномочий по профилактике деструктивного поведения среди обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей и в отношении них, с использованием рекомендаций по организации профилактической работы по предупреждению возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении их, в том числе с учетом национального и религиозного фактора (https://drive.google.com/file/d/1VJShl6mu61U9IaftwCVrctIAcU7XUWEu/view).
    2. Включать в учебные планы общеобразовательных программ курсы, дисциплины (модули), а также реализовывать дополнительные общеобразовательные программы по изучению русского языка детьми, слабо владеющими или не владеющими русскими языком в объеме, необходимом для освоения основных общеобразовательных программ. Для определения потребности в изучении русского языка использовать диагностические материалы, размещенные на информационном портале федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования» (https://edsoo.ru/), а такжеметодические рекомендации об организации работы образовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан: https://drive.google.com/file/d/1UUs-8hZUsclQS8mu-1TCOTlBAkYJzmqt/view
    3. Использовать ресурсы общественных организаций для социализации несовершеннолетних иностранных граждан, в том числе Российского движения детей и молодежи «Движение первых», ЮНАРМИИ и других.

    РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийского совещания «Адаптация и социализация несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде: проблемы, тенденции, перспективы» г. Калуга, 4 - 5 декабря 2023 года

    Методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан.

    Пакет инструментария программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан.

    Программа оценки особых образовательных потребностей детей — иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie